Всем мамам и папам привет!
Человек «общается» с окружающим миром с помощью зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Эти пять видов ощущений относятся к такому понятию, как сенсорное развитие, т.е. восприятие и представление обо всех окружающих предметах и явлениях.
Сенсорное развитие детей играет фундаментальную роль, ведь именно от полноты восприятия и понимания, в процессе изучения мира, зависят его интеллектуальные возможности.
Главная задача сенсорного развития научить ребенка отождествлять предметы как по отдельности, так и в совокупности по их свойствам и качествам (объем, цвет, форма и пр.)
Это важно или нет?
С самого начала жизни человека сенсорика сопровождает его неотъемлемо и является естественной потребностью. Отсюда возникает вопрос, стоит ли специально её развивать?
Природная любознательность побуждает малыша тянуться ко всему, что появляется в поле зрения. Конечно, все пять чувств будут развиваться в любом случае, даже если этим не заниматься.
Но нужно учесть, что использование различных педагогических приёмов, игр и дополнительное мотивирование ребёнка к исследованию поможет познавать не на поверхностном уровне, а намного глубже и продуктивнее.
С помощью дополнительных и регулярных занятий детки расширяют кругозор, учатся воспринимать предмет целиком и замечать детали. Впоследствии им легче выстраивать логические цепочки, мыслить, осваивать ремесла, науки и заниматься творчеством.
Возрастные возможности
Особенностью сенсорного развития является его постепенное совершенствование. На первом году жизни, малыш только начинает знакомство с окружением.
Главным становится предоставление как можно большего количества впечатлений, поступающих извне. Разнообразные тактильные ощущения, новые зрительные образы, музыка, шумы и голоса дают крохе опыт и знания. Естественно происходить это должно в рамках разумного, чтобы не напугать кроху.
До трёх лет ребёнок, опираясь на знания первого года, углубляет и расширяет их. Появляется такое понятие как «сенсорный эталон», свойства переносятся на предметы, возникают связи «мокрый-вода», «зелёный-трава», различаются геометрические формы – круг, треугольник и т.п.
По мере взросления и приобретения новых возможностей ребёнок всё лучше ориентируется и углубляется в познании свойств, форм и назначений.
Какие способы развития существуют
Для развития восприятия используются разные методики и виды занятий.
- К первой группе можно отнести исследование предметов — самый ранний этап. Дети исследуют предмет в целом, по частям, цвету, свойствам, в старшем дошкольном возрасте малыши могут определить положение в пространстве – высоко или низко, слева или справа и т.д.
- Второй метод — дидактические игры. Во время игры развивается не только умения воспринимать, но и рассуждать, мыслить логически, аналитически.
Познавательные игры могут проводиться с помощью наглядного материала, игрушек, музыкального сопровождения.
Для малышей подойдут развивающие коврики, музыкальные игрушки, вкладыши, куклы, сделанные из разных материалов — кожа, мех, шёлк, лён, фетр. Природные материалы шишки, крупа, листва, дерево и многое другое, поможет ребёнку обогатить набор ощущений.
С двух лет предлагайте сортировать предметы по форме, цвету, свойствам.
С трёх попробуйте игру: одушевлённое — неодушевлённое, с картинками. Попросите малыша разложить изображения исходя из того, что на них изображено.
В старшем дошкольном возрасте подойдут игры на различие цветовых оттенков, смешивание двух цветов для получения третьего и многие другие увлекательные опыты, которые помогут ребёнку отрывать новое для себя, наблюдать, делать выводы.
Мама может сшить волшебную игрушку, в форме животного, где конечности, тело, голова содержат разный наполнитель. Ребёнок должен определить, что находится внутри (фасоль, рис, песок и т.д.). По аналогии можно собрать «Волшебный мешочек», принцип работы тот же.
- Следующий метод – творческий. Лепка, рисование, пение, танцы и другие занятия помогут малышу помимо сенсорных навыков, развить фантазию, моторику, пространственное мышление, чувство прекрасного.
Отдельно выделяют занятия с особенными детьми, проблемы физического или психологического характера зачастую мешают полноценному восприятию мира.
Занятия помогают малышам адаптироваться, проявить присутствующие в каждом ребёнке способности. Подход в каждом конкретном случае индивидуальный и требует работы в паре со специалистом.
Небольшой итог
В любом виде деятельности важны системность и постоянство. Недолгие, но регулярные занятия принесут огромное количество пользы и удовольствия.
Также стоить помнить, что под словом занятия не подразумевается только своеобразный «урок». Поход в театр, зоопарк, прогулка в парке станут для ребёнка настоящим познавательным открытием.
На помощь родителям придут готовые и природные материалы, игрушки, развивающие центры, работы известных специалистов. Многообразие игр и занятий поможет подобрать занимательную и познавательную деятельность для каждого ребёнка.
Прощаюсь с вами, до новых встреч!
Пишите комментарии, развиваете ли вы сенсорику своего малыша и заходите в соц. сети!
С уважением, Юлия Полонская