Здравствуйте, дорогие читатели!
Основные навыки культуры и гигиены должен знать любой ребенок, от этого будет зависеть опрятным будет его внешний вид или неряшливый, культурный в обществе и дома или невежда.
Конечно, основное воспитание несет окружающая среда, в которой вращается ребенок. Но чем раньше вы начнете прививать эти важные навыки, тем ребенку будет проще ходить в садик, потом в школу, не придется объяснять ребенку простые истины и краснеть в общественных местах
Основные навыки можно начинать в самом раннем возрасте, уже с нескольких месяцев от роду. Ежедневное повторение позволит закрепить результат и довести его до автоматизма.
Итак,
Навыки до года
После 4-5 месяцев ребенок учится брать из рук взрослого бутылочку и пользоваться ее по назначению. Направлять в рот и пить. Попил и поставил, а не бросил.
5 месяцев: Снимать пищу губами с ложки.
6-7 месяцев:
♥ Мыть руки перед едой, после прогулки.
♥ Учиться пить из чашки, которую держит взрослый или поильника самостоятельно.
♥ После питья аккуратно ставить.
К 1 году:
♥ Брать со стола чашку, пить самостоятельно и аккуратно ставить на стол.
♥ Во время умывания или одевания протягивать ручки и ножки, тем самым помогая взрослому.
1 год 2 месяца
Учим самостоятельно кушать ложкой густую пищу.
1,5 года
♥ Закрепляем навык мытья рук: закатываем рукава, учим намыливать руки и смывать водой.
♥ Кушаем самостоятельно ложкой не только густую пищу, но и жидкую.
♥ Учимся держать одновременно хлеб и кушать ложкой суп.
♥ После еды протирать рот салфеткой или полотенцем. Напоминайте ребенку об этом каждый раз.
♥ Самому садиться на детский стульчик, после того как покидает стол после еды или занятий, придвигать стул к столу.
♥ Снимать шапку, расшнуровывать ботиночки.
♥ Учить замечать ребенка грязные руки и грязное лицо.
♥ Учим после прогулки и перед едой самому мыть руки.
♥ Учим умываться утром и вечером, чистить зубы. Чистит мама, показывает как нужно делать, потом щетка передается ребенку и он делает как понимает, мама корректирует, если тот не возражает.
2 года
♥ Учим кушать ребенка аккуратно, не играть за столом, что иногда проблематично. Очень хорошо хлебушек едет как машинка и прячется за тарелкой.
♥ Самому умываться утром и вечером перед сном.
♥ Снимать и одевать трусики, штанишки после посещения горшка.
♥ Вытирать или просить взрослого вытереть нос платком.
♥ Учить пользоваться карманами: доставать и класть мелкие предметы — носовой платок, монетки, мелкие игрушки.
К 3 годам
Закрепляем ранее усвоенные знания и расширяем их, добавляя новые.
♥ Хорошо усвоил, что нужно утром и вечером умываться и чистить зубки. Вечером, после чистки зубов не кушать и не пить сладкого, только водичка. Уметь снимать свое полотенце с вешалки и вешать на нее.
♥ Закатывать рукава перед тем, как начать мыть руки, стирать или играть в воде. Мыть руки перед едой, после прогулки, после туалета.
♥ Пользоваться расческой, смотреться в зеркало.
♥ Кушать аккуратно, после еды вытирать рот салфеткой или полотенчиком.
♥ После еды говорить «спасибо».
♥ Снимать и надевать обувь и одежду.
♥ Учиться складывать свою одежду после прогулки, ставить обувь на отведенное место
♥ Замечать грязные руки и лицо, одежду. Просить маму вытереть или вытереть самому, смотреться в зеркало и оценивать свое лицо: чистое или грязное.
♥ Здороваться, прощаться, говорить «спасибо» и «пожалуйста».
Зачем это все нужно?
Навыки культуры и гигиены играют важную роль в обществе. Являются залогом адаптации ребенка в обществе. Дети должны понимать, что неряшливый человек не вызывает одобрения со стороны окружающих.
Гигиенические же навыки — основа здоровья, а так же здоровья других окружающих его людей. Нужно прививать эти знания и с возрастом их совершенствовать, чтобы они стали естественными и являлись частью обыденной жизни.
Развитие навыков самообслуживания делает ребенка самостоятельным и ответственным. Путем ежедневных повторений вырабатывается привычка.
Советы родителям
♥ Как только ребенок освоил какой -либо новый навык и у него получается, не делайте это в дальнейшем за него, ни при каких обстоятельствах. Обычно родители могут помыть, например, руки ребенка или одеть его, ради экономии времени, потому как малыш будет копаться два часа. Учитесь планировать и всегда берите время с запасом для неумелых рук.
♥ На первых порах объясняйте ребенку что для чего нужно делать: зачем нужно мыть руки, зачем говорить «спасибо», зачем закатывать рукава. Так ему будет понятнее выполнять заданные действия и он лучше их поймет и запомнит.
♥ У ребенка должны быть условия для соблюдения культурных и гигиенических навыков. Должна быть своя вешалка для одежды в прихожей и место для обуви. Свой крючок для полотенца и стаканчик для зубной щетки и пасты в ванной. Если ребенок ходит на унитаз, тогда специальная ступенька, чтобы забраться на унитаз или помыть руки.
♥ Закрепляйте новые навыки ребенка и подтверждайте их на собственном примере,. Акцентируйте на этом: «Смотри, я мою руки перед едой, давай вместе помоем». Помните, что дети очень наблюдательны в дошкольном возрасте и стараются во всем копировать взрослых, не оценивая плохо это или хорошо.
♥ Закрепляйте навыки путем просмотра книг и дидактических пособий на аналогичную тематику. Хорошо подходит тематический словарь в картинках про гигиену и здоровье. Красиво иллюстрированные карточки помогут ребенку повторить пройденное. Здесь карточки разбиты на определенные тему, так проще заниматься с ними. Подобные занятия расширят кругозор ребенка, стимулируют развитие речи. Приобрести книгу можно здесь.
♥ Так же актуальны такие произведения, как «Мойдодыр», «Федорино горе», «Девочка чумазая»
♥Хвалите ребенка, если он старается. Акцентируйте на том, какой он стал аккуратный и культурный. Не ругайте, если забыл, мягко напомните.
♥ На дидактических карточках можете сравнивать опрятного и неопрятного человека, чистого мальчика и чумазого.
♥ Еще вам помогут веселые потешки, которые можете найти здесь.