Рада встрече с вами, дорогие читатели и гости блога!
О причинах возникновения детских страхов мы с вами уже разговаривали и как метод избавления от них рассмотрим рисование. Эта методика используется довольно давно и считается довольно эффективной.
Рисование, как творческое проявление, игра, через которую мы будем вытягивать негативные программы и установки ребенка. Будем использовать рисование, как терапию «анти страх».
Исследования показали, что дети которые часто рисуют и любят это делать, менее подвержены страхам, так в большей степени могут их контролировать или сообщить о них.
Хотя многие родителя зачастую недооценивают рисование, как метод избавления от страхов, а зря. Как нарисовать детский страх?
Вообще подобные мероприятия должен проводить опытный психолог, он найдет индивидуальный подход к вашему ребенку.
Но если все не так критично, и у вас с ребенком довольно доверительные отношения, он идет с вами на контакт, то можете применить данную технику в домашней обстановке.
Что дает рисование
При помощи данного метода ребенок раскрепощается, дает волю своей фантазии, чувствам, эмоциям. Мы наглядно можем увидеть его внутренний мир, его мечты, его тревоги и опасения, с которыми нам и предстоит поработать.
Данный способ можно использовать, если ваш малыш захочет порисовать и любит это делать. Так как некоторые дети на предложение нарисовать свой страх категорически могут отказываться.
Как правило средний возраст это от 4 лет и раньше. Этой техникой может пользоваться и взрослый человек. Ведь взрослых тоже что-то да тревожит.
Часто такая техника помогает справится с буйной детской фантазией, которая порождает в голове ребенка монстров и чудищ.
Выявляем страх
Теперь ваша задача выявить, что за страх беспокоит вашего ребенка. Какой именно, если до этого он вам не говорил о нем. Нужно найти страх, который беспокоит вашего ребенка.
Все равно, вы же не чужие друг другу люди и примерно догадываетесь, что может тревожить вашего ребенка.
Здесь поможет совместное рисование. Взрослый по-детски доступно рисует то, что предположительно по его мнению является страхом. Например, ребенок боится врача, который делал укол ребенку и теперь он боится ходить в поликлинику.
Здесь не нужно сразу рисовать больницу и доктора, ребенок может сразу отказаться от занятия.
Нужно плавно и постепенно подвести к этому. Можно так: жила-была собачка, звали ее Бусинка, рисуете конуру и песика. Пошла собачка гулять — рисуете лесок полянку и увидела косточку на пеньке. — Как здорово!- обрадовалась Бусинка и со своих своих ножек побежала к пеньку за косточкой. Но оступилась и повредила себе лапку и начала хромать. — Жалко тебе Бусю? Ребенок должен идти на контакт.
— Что нам сделать с песиком, как ей мы можем помочь? и тд. подводите ребенка до того, как нарисуете доброго доктора или даже вам поможет малыш дорисовать его.
Можете рисовать как на отдельных листах каждую сцену так и на одном, как вам захочется.
Просите ребенка, чтобы он вам помогал, пусть дорисовывает какие-то детали.
Если страх не сильный и еще не укоренился в своем носителе, бывает достаточно и такого рисования. Если нет, идем дальше.
Схема проведения рисования
- Для начала нужно выбрать время, когда ребенок ничем не занят, спокоен и позитивно настроен и готов к этому занятию.
- Иногда приходится ждать несколько дней, чтобы ребенок согласился на процедуру, давай нарисуем твой страх.
Здесь довольно сложный момент, так как ребенок понимает, что нарисовав свой страх, тем самым он посмотрит ему в глаза, соприкоснется с ним это его и пугает.
Ребенку довольно сложно нарисовать свой страх и возможно, что у вас будет несколько таких попыток, но не бросайте свои занятия. С каждым нарисованным элементом страх становится все слабее и слабее.
Страх становится всего лишь нарисованным персонажем, с которым вы можете сделать что угодно: порвать его, заточить в башню, заколдовать и пр.
Во время рисования ребенок может вас попросить не смотреть на малявание, не отказывайте. Можете отсесть от него и не подглядывайте, все должно быть честно. Ведь вы того же ждете от него.
Если же ребенок не против того, чтобы вы смотрели, как он рисует, то пусть будет так.
Теперь ваша задача ему не мешать, не отвлекать, пока он сам не захочет. Не поправляйте его, не дорисовывайте. Это может быть вообще что-то абстрактное и не имеющее форму.
Дождитесь, пока ребенок не закончит. Хотя в большинстве случаев, все таки дети рисуют что-то конкретное и одушевленное.
Если ребенок нарисовал абстракцию, пусть придаст ей лицо, дорисует его.
- Работая со страхами ребенка не нужно употреблять фраз типа: тебе страшно, ты боишься, что тебя пугает? Лучше так: как ты думаешь, как ты относишься, как считаешь поступить с…
- Предложите ребенку самому выбрать чем он будет рисовать: краски, фломастеры или карандаши. Обратите внимание на цвета, которые использует ребенок в своем рисунке.
- После того как ребенок сообщил вам, что все готово, похвалите его как у него хорошо получилось какие цвета, формы и пр. Это поможет ему расслабиться и дальше работать.
- Затем вы спрашиваете спокойным тоном: — Это твой страх? Давай дадим ему имя. Пусть ребенок придумает имя не обязательно человеческое.
- Затем: ты нарисовал свой страх, теперь ты его боишься или нет?
- Что мы с ним сделаем?
- Можно дорисовать ребенка — героя, который например побеждает этот страх волшебным мечом или превращает в прекрасную бабочку. Ребенок должен сам придумать, что он хочет с ним сделать.
А можно ли сразу нарисовать, чтобы была конечная картинка событий, что ребенок уже побеждает страх? Нарисовать-то конечно можно, но эффекта такого уже не будет, ведь ребенок прошел все стадии формирования своего страха и поборол его.
После подобных рисований вы непременно должны заметить просветление у ребенка, что он уже начал забывать о своих страхах и беспокойствах.
Всего доброго, рисуйте и почаще улыбайтесь!
Пишите комментарии и подписывайтесь на обновления!
С уважением, Юлия Полонская