Здравствуйте, дорогие родители!
Пальчиковые сказки, или их еще называют «потешки», очень полезны для развития ребенка. Это вид народной забавы, так в старину забавляли и развивали ребенка, который еще не говорит, но уже понимает речь взрослого.
Такие мини-игры развивают у малыша усидчивость, умение слушать, чувство ритма. Дети учатся улавливать взаимосвязь движений с окружающим миром.
Начинать такие упражнения можно не только с года, можно и раньше, просто к годику ребенок уже более осознанно понимает ваши слова.
Сначала взрослый делает движения сам, показывает ребенку движения. Потом делает движения руками ребенка, одновременно произнося стишок. Если малыш не противится, поощряйте его, хвалите, какой он молодчинка! Если противится, ничего страшного, не заставляйте его, попробуйте в другое время. Следите за его настроением. Бывает ребенок хочет активной игры и ему нужно бежать, ползти и тут его не усадишь на месте, а бывает момент, когда он задумался, успокоился, вот рассматривает что-то — вот он это момент!
Короче, экспериментируйте, пробуйте, никто так не знает малыша, как его мама!
Предлагаю небольшую подборку таких пальчиковых игр:
1.На двери висит замок. ( Переплетаете пальцы в замок и раскачиваете его туда-сюда)
Кто его открыть бы смог? (Разводите руки по сторонам с вопросительным выражением лица)
Постучали, (Постукиваете переплетенные ладошки друг о друга)
Покрутили, ( Крутите совмещенные ладошки туда-обратно, но не разжимаете пальцы)
Потянули, ( Тянете руки в противоположные стороны)
И открыли! ( Резко отпускаете руки и разводите их широко-широко)
2.Мы делили апельсин! (Наш кулачок правой руки будет «апельсином», держим его перед собой)
Много нас (Левая рука растопырена — это «мы»)
А он один (Смотрим на кулачок)
Эта долька для котят (Отгибаем один пальчик)
Эта долька для утят (Отгибаем следующий пальчик)
Эта долька для ужа (Отгибаем третий пальчик)
Эта долька для чижа (Четвертый)
Эта долька для бобра (Пятый)
А для волка кожура! (Встряхиваем бывшим кулачком — словно кожурой)
Разозлился волк — беда,
Разбегайтесь кто куда! (Играя слегка щекотим малыша)
3. Стенка, стенка (Потрогать щечки),
Потолок (Потрогать лобик),
Две ступеньки (Прошагать пальцами по губам)
Дзинь — звонок! (Нажать на носик)
4.Сидели два медведя на тоненьком суку:
(Руки согнуты в локтях сжаты кулаки, прижаты к туловищу и поворачиваются из стороны в сторону)
Один читал газету, (Разводим руки в стороны имитируя газету)
Другой молол муку. (Стучим одним кулаком по другому)
Раз ку-ку, два ку-ку оба плюхнулись в муку! (Кулаки падают на колени)
Нос в муке, (Показывают на нос)
Хвост в муке, (Показываем рукой за спину)
Ухо в кислом молоке! (Беремся за ушко)
5. Вышли зайки на лужок, (Поставьте все пальцы одной руки на стол)
Встали в маленький кружок, (Поставьте пальчики, имитируя кружок из пальцев)
Раз зайка, два зайка, (Пересчитайте заек, поднимайте пальчики)
Будем лапками стучать ( Стучите пальчиками по столу)
Постучали, постучали и устали! сели отдыхать. (Согните пальцы в кулак)
6.Это домик (Обе ладони приставьте к друг другу , имитируя домик)
Это крыша. (Соедините ладони и переплетите пальцы)
А труба еще повыше!(Поднимите все пальцы вверх, при этом не расцепляя их)
7. Ладушки-ладушки (Хлопаем в ладошки на ударных слогах)
-Где были? — у бабушки.
-Что ели? — кашку.
-Что пили? — бражку.
Кашка сластенька (Гладим рукою ребенка его животик)
Бабушка добренька (Гладим рукой ребенка его голову)
Попили-поели (Снова гладим животик)
И домой полетели! (Машем ручками — «улетаем»)
8. Тесто pучками помнем (Сжимаем- pазжимаем пальчики)
Сладкий тоpтик испечем (Как — будто мнем тесто)
Сеpединку смажем джемом (Кpуговые движения ладошками)
А веpхушку сладким кpемом (По плоскости стола)
И кокосовою кpошкой
Мы пpисыплем тоpт немножко… («Сыплем кpошку» пальчиками обеих pук)
А потом заваpим чай,
В гости дpуга пpиглашай. (Целуем и обнимаем ребенка)
9. Вот кулак, (Показываем кулачок)
А вот ладошка. (Разжимаем кулак)
На ладошку села кошка. (На ладошку садим кулачок другой руки- «кошка»)
И пошла-пошла-пошла. (Перебираем пальчиками, имитируя шаги)
В норке мышь себе нашла.( Доходим до подмышки ребенка и слегка его щекотим)
10. Ути-ути полетели (Машем руками ребенка, как — будто летим)
На головку к (Имя ребенка) сели. (Ручки кладем на головку)
Поклевали, поклевали, ( Слегка щиплем пальцами голову ребенка)
И домой улетали! (Опять машем ручками)
Ну вот, на этом пока все, до новых встреч!
С уважением, Юлия Полонская
Спасибо за такую хорошую и нужную подборку пальчиковых сказок. Я припоминаю только Этот пальчик хочет спать, этот пальчик прыг в кровать и т.д.
Мне кажется все эти стишки с упражнениями понравятся деткам. Особенно если делать их с мамочкой. И они очень полезны для маленьких детей. Нужно стараться их делать регулярно.
Дети вообще любят, когда с ними разговаривают в стихотворной форме. Может всего не понимают,но им нравится.
Пальчиковые игры очень важны и нужны.Сохраню эту статью,чтобы не искать потом.
У Юлии на сайте есть много полезной информации, которую следовало бы сохранить.