методика развития судзуки

Рада встрече с вами, дорогой читатель!

Сегодня хочу рассказать о великом талантливом японском педагоге Судзуки. Он прославился на весь мир тем, что его юные ученики трех, четырех лет играли легко и непринужденно на скрипке так душещипательно и прекрасно, что приводило к бурным овациям стоя. Ситини Судзуки методика признана мировой и применяется, как метод раннего развития во многих странах мира, в России же мало известна.

Как ему удавалось обучить такому великому и сложному мастерству столь юных особ?

 

Об авторе и его методе

Ситини Судзуки (годы жизни 1898-1998 гг.) известный японский скрипач и музыкальный педагог. Является автором всемирно известного уникального  преподавания музыки, основатель Института воспитания талантов.

Родился и воспитывался в многодетной семье. Был одним из двенадцати детей. Его отец владел довольно крупным скрипичным заводом в Нагойе (Япония). В детстве часто работал и помогал отцу на фабрике, но скрипка его привлекала только как забава, серьезно он к ней не относился и заниматься не спешил.

Ситини Судзуки

Но однажды он услышал игру на скрипке российского исполнителя Миши Эльмана. Он играл не так как все, его игра заметно отличалась от всех остальных, где-то он брал более медленные темпы, чем и поразил Судзуки.

Тогда у него появилось желание самому научиться играть на скрипке и он стал подражать тому, что слышит. Затем он поехал в Германию и закончил Берлинскую консерваторию. После возвращения домой со своими братьями организовал струнный квартет и даже некоторое время гастролировал с концертами.

Начинает свою педагогическую деятельность: преподавал в музыкальной школе в Токио, а затем становится руководителем музыкальной школы.

Во время второй мировой войны фабрика отца была полностью уничтожена и его семья осталась без гроша. Тогда Ситини  дает частные уроки скрипки на дому. И одним из его учеников становится сын знакомого, которому 3,5 года.

Работая с ребенком Ситини приходит в выводу, что любого ребенка можно обучить музыке или любому другому мастерству так же просто, как научить его своему родному языку.

Перед ним вдруг открывается простая и очевидная истина, что любой ребенок осваивает в течение первых двух лет язык той страны и тот диалект, на которой он воспитывается.

Любой детский мозг может освоить и применять любой другой язык на том же уровне, как и свой родной. Для этого конечно же нужна определенная среда, которая будет его стимулировать. Так родилась философия преподавания музыки Сиини Судзуки.

Ситини, как и многие учителя — самоучки в основном опирался на свой личный опыт, а не на какие-то исследовательские разработки, хотя и прислушивался к ним. Так например, контактировал и разделял точку зрения Глена Домана и их мнения сошлись на том, что маленькие дети обладают поистине огромным потенциалом.

Ученики Судзуки со своими миниатюрными скрипочками в 5 лет давали ошеломляющие концерты и безукоризненно исполняли Вивальди, Баха, Моцарта и их музыкальная техника была совершенна.

концерт Судзуки

Многие были поражены, как ему удается так в совершенстве обучить маленьких детей великому искусству. Ведь даже взрослые, уже с огромным музыкальным стажем, не могли играть так легко и непринужденно.

Несмотря на восторженные отзывы, Судзуки не ставил перед собой целью вырастить гениального музыканта — «я просто воспитываю благородного и хорошего человека». Чтобы у него были чистые помыслы и благородное сердце.

У него на обучении были и больные дети, кто-то страдал разными недугами и музыкой и терпением он лечил их. Лечил их физически: путем ежедневных тренировок на музыкальных инструментах и духовно: вселяя в их сердца веру, надежду и лучик света.

Именно его учение заинтересовало М. Ибуку и дало толчок для развития.

Приципы воспитания Ситини Судзуки

Приведу здесь основополагающие принципы воспитания Ситини Судзуки без акцента на музыкальное развитие, которые можно применять не только к обучению музыке, но и любой другому мастерству. Все принципы он подробно описал в своей книге «Взращенные с любовью».

Когда ребенок только начинает учиться говорить обратите внимание на такие важные моменты:

  1. Чем раньше, тем лучше. Чем раньше вы начнете, тем лучше для любого обучения, не только музыке.
  2. Родители играют важную роль в любом воспитании, будь то музыка или спорт, творчество или что-либо еще. На примере музыки, Ситини говорил, чтобы обучить ребенка игре на скрипке, первые уроки даются для родителей, чтобы они его потом учили тому, что знают сами. Вселяли в ребенка свой энтузиазм, ходили с ним на занятия, делали домашние занятия, подбадривали, если что-то не получается, были опорой и поддержкой. Стимулировали в обучении. Ходили на выступления, лекции, концерты, тренировки и другие мероприятия. Это очень важно для ребенка. Именно внимание и участие в процессе родителей. И главное: нельзя заставлять ребенка насильно заниматься, вы должны мотивировать его.дети и родители
  3. Роль музыки. Если даже ваш ребенок далек от карьеры музыканта и вы не планируете выходить на мировую эстраду, то применение музыки вам все равно не помешает, взять хоть к примеру эффект Моцарта. Подобные произведения вы можете прослушивать фоном, когда ребенок рисует или играет, но музыка оказывает свой магический эффект.
  4. Когда ребенок изучил одну пьесу, ему можно добавить еще одну. Но не забрасывать при этом первую. Теперь он будет работать  с двумя пьесами и совершенствовать свое мастерство и закреплять таким образом пройденный материал.
  5. Память. Развивайте память. Отходите от ненужных записей и нот. Заучивайте стихи и больше читайте со свои ребенком, играйте в игры, которые способствуют развитию памяти. Ведь все ученики Ситини играли свои произведения по памяти, никогда не использовали ноты. Он говорил: «Если имеется база памяти, то присутствует и опыт, а если есть опыт, то человек обладает мышлением».
  6. Не стремитесь к воспитанию таланта или гения, дайте ребенку гармонию с самим собой и окружающим миром. А способности и таланты при этом сами раскроются, как молодой бутон ранним июньским утром.

Будьте талантливы во всем!

До новых встреч!

Пишите комментарии, что думаете по этому поводу.

С уважением, Юлия Полонская

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: