Здравствуйте, дорогие читатели и гости блога!
В конце прошлого века, как гром среди ясного неба, прогремела книга «После трех уже поздно», в которой автор противоречил многим ранее устоявшимся принципам воспитания детей в Японии.
Сейчас, в наши дни, к этому относятся вполне приемлемо и уже в России методика Ибука зарекомендовала себя с положительной точки зрения, ее используют все больше и больше родителей.
Несколько слов об авторе
Автором данной книги является Масару Ибука (годы жизни 1908-1997). Он был абсолютно далек от отрасли педагогики или детской психологии. Занимался инженерными разработками и бизнесом.
Воспитывали его дед и бабушка чисто в японском стиле. Никогда не запрещали ребенку исследовать. Все, что не мешало его безопасности было разрешено. Успешно закончил факультет электроники и был одним из основоположников и главным инженером крупной компании Sony, сделал ряд открытий в этой области.
Но каким образом его вдруг потянуло на написание книги по воспитанию ребенка? Все дело в том, что его единственный сын после перенесенной болезни стал отставать в развитии.
Тогда Ибука начал консультироваться у детских психологов, посещать лекции и семинары, изучать литературу в данной отрасли, так зародилась авторская методика по воспитанию ребенка.
Он часто цитирует японского скрипача Ситини Судзуки, его ученики уже в 2- 3 года могли играть на нескольких музыкальных инструментах и в этом якобы нет ничего феноменального.
Все дело в том, что все дети одинаково одарены и талантливы. Нужно только раскрыть эти способности и развивать их путем благоприятного воспитания. Нет умственно отсталых или одаренных, они все талантливы.
Так Масару основывает в Японии «Ассоциацию раннего развития», в которой придерживаются его идее воспитания.
Суть методики
Автор приводит немало доводов, что именно раннее развитие необходимо ребенку. Раннее, в его понимании до трех лет.
Опираясь на научные разработки, проведенные в рамках исследования коры головного мозга доказали, что нейроны растут и связываются между собой с неимоверной быстротой. Клетки на 50 % сформированы, когда малышу еще всего-то полгода, а к трехлетнему возрасту они созревают на 70-80 %.
И чтобы раскрыть потенциал ребенка, нужно уделить ему достаточное внимание именно в этом возрасте. Закладывается база для дальнейшего обучения и способностей в любой области. И важно не упустить этот момент!
Что противоречит традиционным взглядам педагогики. Об этом он подробно описывает в своей книге и переворачивает наше устоявшееся мнение.
Воспитание ребенка по методике М. Ибука — это вовсе не для того, чтобы воспитать вундеркинда или гения.
Японская методика воспитания детей предполагает, что ребенок должен все самостоятельно исследовать и понять. Он как белый лист на котором еще ничего не написано.
А порой сами родители чиркают на нем свои запреты, препятствуя и решая за маленького человека, как ему поступить и как сделать, что ему нужно и что не нужно.
Мы часто говорим, что он еще мал для этого и для того. Мы боимся ему дать много информации, боимся перегрузить маленький мозг. Но это не так.
Детский мозг может переварить до 30 раз больше информации, чем взрослый человек и запомнить из этого до 80 %. Но этот процент зависит от того, насколько информация интересна для ребенка.
Отсюда многочисленные примеры владения маленькими детьми несколькими языками в трехлетнем возрасте и игра на музыкальных инструментах, дети сами к этому тянулись.
Родителям стоит переживать лишь о том, что они мало предоставляют ребенку информации. В этом возрасте дети запоминают образами и делают это мгновенно. Могут запоминать огромное количество информации.
Так ребенку проще запомнить полные слова, которые обозначают что-то конкретное, ели это можно увидеть на примере, то тогда закрепляется в памяти намного легче. А абстрактные понятия запоминаются детьми хуже. Например, малыш легко запомнит слово «собака», чем слово «пудель».
Но здесь есть подводный камень, маленькие детки хорошо и быстро усваивают ту информацию, которая им интересна. Поэтому, так важно преподносить ее играючи и в позитивном ключе, так легче малыша заинтересовать и привлечь к дальнейшим занятиям.
С четырех — пяти месяцев младенцы уже способны на восприятие сложных музыкальных композиций. Музыка оказывает на детей довольно сильное впечатление, может как помочь в развитии, так и наоборот создать дисгармонию в маленькой душе. Поэтому музыку стоит подбирать осторожно.
Так же с младенчества малыш способен на изучение иностранных языков, можно изучать несколько языков одновременно. По этому поводу Масару проводил несколько опытов, в которых первыми начинали говорить на иностранном языке именно младшие дети, а дети которые учились в школе, на его взгляд были труднообучаемы или вообще не обучаемы.
Что окружает ребенка
Ибука утверждает, что на развитие каких-бы то ни было способностей и талантов генетика влияет в меньшей степени, нежели окружение в котором растет ребенок. Создайте для ребенка благоприятную и теплую атмосферу и вы увидите результаты.
По мнению автора методики родители часто заблуждаются в том, что их дети на генетическом уровне унаследуют их черты или повторяют профессии родственников.
Но гены оказывают лишь малейшее воздействие, основное же значение придает именно среда, в которой растет и развивается маленький ребенок. Именно она становится отправным кораблем и способствует выбору профессии, так как ребенок берет пример со взрослых, учится у них, подражает им, хочет быть, как они.
Масару Ибука настоятельно рекомендует всем родителям с ранних лет уделять как можно больше внимания своим детям, чувствовать и понимать своего ребенка. Что ему нужно в тот или иной период жизни. Когда нужно начинать изучать иностранные языки, а когда уделить внимание физической подготовке. Не нужно терять времени даром и пускать все на самотек, ведь второй попытки у вас не будет никогда.
Основные принципы методики
- Чтобы научить ребенка чему-то нужно правильно его заинтересовать, создать благоприятную для этого атмосферу. Все до банального просто: если вы хотите вырастить скрипача, то купите ему скрипку и ноты.
- Чаще закрепляйте старый материал и вводите новый. Только постоянное повторение пройденного позволит малышу закрепить в памяти нужную информацию. Как часто ребенок просит почитать в тысячный раз одну и ту же сказку, так он ее хочет запомнить в мельчайших подробностях и однажды поправит вас, если вы внесете импровизацию.
- Как только ваш малыш заговорит, начинайте заучивать с ним коротенькие четверостишия, постепенно увеличивая объем строк. Так вы разовьете у ребенка отличную память, которая станет основой для интеллектуальных и творческих способностей.
- Ваш малыш к трехлетнему возрасту станет вашим зеркальным отражением. Будет копировать ваши частые жесты, интонацию, манеру поведения. Поэтому важно контролировать свое поведение и свой лексикон, даже если вы думаете, что ребенок вас не слышит.
- Поощряйте у ребенка творческие проявления и фантазии, расспрашивайте его, фантазируйте вместе с ним. Так вы поможете развить абстрактное, нестандартное мышление и креативный подход к любому вопросу.
- Уделять физическому развитию должное внимание. Привлекайте детей кататься на роликах и коньках как можно раньше. Так ваш ребенок развивает координацию и ловкость, мышечную активность, что дает ему преимущество перед сверстниками.
- Чаще обнимайте, целуйте своего ребенка, тактильный контакт очень важен для полноценного развития личности.
- Учите ребенка ценить не только игрушки, но и красоту и мировое искусство, классическую музыку. Вырабатывайте эстетический вкус.
Воспитание ребенка по методике Масару Ибука несомненно сблизит вас еще больше. Развитие будет происходить постепенно и разносторонне.
Более подробно о воспитании по данной методике можно ознакомиться у самого автора в замечательной книге «После трех уже поздно», которая стала бестселлером в свое время.
На этом с вами прощаюсь, а вы пишите комментарии, как относитесь к данному методу развития.
До новых встреч!
С уважением, Юлия Полонская