Здравствуйте, дорогие родители!
На сегодняшний день каких только развивающих ранних и не ранних методик можно повстречать. Все они в чем-то полезны, в чем-то не очень. Какие-то распространенные и всем знакомы, о каких-то и не слышал никто.
Но, думаю, методика развития Монтессори каждый, хоть раз да слышал. В чем же ее популярность и известность, в чем плюсы и недостатки, давайте разбираться.
Мария Монтессори — первый итальянский врач — женщина. Она довольно длительное время работала с детьми, отстающими в развитии и благодаря своему опыту создала личную методику обучения и освоения мира детьми разных возрастов.
Позже были открыты экспериментальные школы и другие дошкольные заведения, для здоровых детей, где с успехом практиковалась данная методика.
Уже более 100 лет методика положительно себя зарекомендовала и благополучно используется и в наши дни в детских садах и других образовательных учреждениях. Существуют Монтессори — классы в разных городах России.
Мария является автором многочисленных книг, в которых вы можете подробно ознакомиться с ее методикой, с занятиями, которые предлагает автор, как правильно оформить тематические зоны и много чего еще интересного.
- «Помоги мне сделать это самому» (скачать книгу)
- «Упражнения с Монтессори материалом» (скачать книгу)
- «Мой метод» (скачать книгу)
- «Ребенок по Монтессори: ест все подряд не кусается» (скачать книгу)
- «Детский сад по системе Монтессори» (скачать книгу)
Книг на самом деле больше, я указала самые интересные и доступные для скачивания.
Основные принципы
Самый основной принцип методики гласит: «помоги мне освоить мир самому» и предполагает свободное воспитание.
На этом и построен свод определенных правил, которых должны придерживаться и дети и взрослые.
- Все пространство разделено на зоны. Каждая из них наполнена тематическим дидактическим материалом.
- Все материалы, с которыми малыш может поиграть или позаниматься должны быть расположены таким образом, чтобы он без труда мог ими воспользоваться.
- Группы могут состоять из детей разного возраста, благодаря чему старшие помогают младшим, и младшие в свою очередь перенимают навыки у старших сами.
- Личное пространство ребенка. Его никто не нарушит, никто не отберет игрушку и не навяжет свои действия.
- Жизненный опыт. Ребенок приобретает житейский опыт с малых лет, учится простым бытовым навыкам, которые будут для него необходимы в течение всей жизни.
- Никто не навязывает малышу, каким занятием ему заняться. Он сам выберет из предложенного материала. Сколько времени он будет играть, здесь нет никаких ограничений. Вы можете предположить, что детям все разрешено и дозволено, в том числе и баловаться и пакостить. Это не так.
Существует порядок, к которому приучают детей сразу с первого дня и его соблюдают все дети без исключения:
- Если ребенок взял что-то для игры, то он обязан потом за собой прибрать и сложить все на место, так вырабатывается самостоятельность и уважение к другим: взрослым и детям.
- Дети играя, должны вести себя спокойно без лишних эмоций, чтобы не мешать другим детям. Если хотят поиграть активно и побеситься, для этого тоже существует отдельное пространство.
- Кто первый взял игрушку или какой-то обучающий материал, тот с ним и играет. Другой не вправе его отнимать, так устанавливаются границы личности ребенка.
Все эти правила помогаю ребенка приучить за максимально короткое время к порядку, что делает его уверенным самостоятельным чистоплотным, терпеливым и настойчивым человеком. Здесь царит свобода и дисциплина одновременно.
Ребенок должен узнать все самостоятельно, все попробовать. И сделать он это должен в своем индивидуальном для него темпе. Может кто-то будет копаться и медленно разглядывать, а кто-то бегло посмотрит и побежит к другому материалу.
Игры и игрушки Монтессори
Материалы для занятий, используемые в данной методике, они все направлены на развитие чего-то определенного и конкретного, здесь нет ничего лишнего и ненужного, все выполняет свою обучающую функцию. Развитие мелкой и крупной моторики, сенсорного восприятия, воображения, бытовых навыков, логики, математики и все они и составляют в совокупности обучающую среду, которая помогает и развивает ребенка.
Все игрушки здесь побуждают ребенка интересоваться и познавать все новое и новое, позволяют раскрыть потенциал ребенка, его внутренние качества, подготавливают ребенка к реальной жизни.
Развивающая среда
В системе Монтессори предусмотрено зонирование пространства, как уже было упомянуто выше. Это для того, чтобы ребенку легче было ориентироваться и он знал, где что находится. А педагогам легче было поддерживать порядок и контролировать деятельность ребят.
- Практическая зона предполагает занятия по обучению ребенка обычным бытовым навыкам, так необходимых в повседневной жизни. Это стирка, готовка глажка, уборка и другие.
- Языковая зона поможет ребенку заговорить и обучиться грамоте и письму. Здесь он найдет все для данной темы. Это и буквы, и азбуки разных видов, книги, кубики, кассы букв и слогов, карточки и другие игры для расширения словарного запаса ребенка, для постановки правильной речи.
- Математическая зона познакомит ребенка с цифрами, научит считать, поможет изучить геометрические фигуры.
- Сенсорная зона направлена на развитие мелкой моторики рук ребенка и тактильные ощущения. Здесь можно найти такой дидактический материал: различные крышечки, крупы, сенсорные коробки и карточки.
- Космическая зона расскажет о загадках галактики и вселенной, о природных явлениях, планетах, о свойствах природных материалов. Здесь: карты, глобусы, миниатюра солнечной системы.
10 заповедей Монтессори
- Ребенок учится тому, что его окружает. Создайте благоприятную среду для развития вашего ребенка. Помогайте ребенку контактировать с ней. Наполните ее всевозможным обучающим материалом. Показывайте ребенку, как им пользоваться, как следить за порядком.
- Если ребенка часто критиковать — он будет учиться осуждать.
- Если ребенка часто хвалят — он учится оценивать.
- Если ребенку демонстрируют враждебность — он учится драться.
- Если вы с ребенком честны — он учится справедливости.
- Если вы высмеиваете ребенка — он учится быть робким.
- Если ребенок живет с чувством безопасности — он учится верить.
- Если ребенка часто позорят — он учится чувству вины.
- Если ребенка часто одобряют — он учится хорошо к себе относиться.
- Если к ребенку часто бывают снисходительны — он учится быть терпеливым.
- Если ребенка часто подбадривают — он приобретает уверенность в себе и своих силах.
- Если ребенок живет в атмосфере дружбы и заботы и чувствует себя необходимым — он учится находить в этом мире любовь.
- Никогда не обсуждайте вашего ребенка при нем, ни без него.
- Сделайте акцент только на хорошем, что может быть в вашем ребенке и плохому не останется места.
- Всегда помогайте ребенку, когда он просит вашей помощи и прислушивайтесь к его словам.
- Уважайте и принимайте любую ошибку малыша, направьте его на ее устранение. Он ее исправит либо сейчас, либо со временем. Но немедленно пресекайте некорректное обращение с материалом или любые другие действия ребенка, которые могут причинить ему вред или вред его здоровью и безопасности.
- Уважайте наблюдающего или отдыхающего ребенка. Никогда не заставляйте ребенка заниматься, он должен сам решить когда он будет заниматься.
- Помогите ребенку, если он не знает, какое занятие выбрать, мягко направьте его. Помогайте ребенку, предлагайте повторить пройденное и обучиться новому, от которого он прежде отказывался.
- Будьте с ребенком вежливы и корректны. Предлагайте ребенку лучшее, что есть в вас, научите его самому лучшему, что умеете сами.
Возраст
Для того, чтобы начинать подобные занятия со своим малышом, вы должны быть сами готовы к таким занятиям.
Если вы решили, что уже пора, то можете начинать с момента, когда ваш ребенок начинает ползать. Постепенно вводите в его жизнь Монтессори — материалы, и проводите небольшие занятия по несколько минуток в день. Дальше малыш растет и развивается, соответственно и материалы вы должны менять, они должны соответствовать его развитию.
Для каждого возраста свои игры и занятия, например для возраста от 2,5 до 3,5 лет можете создать Монтессори — среду у себя дома своими руками, об этом подробно рассказано здесь.
Какие занятия проводить с ребенком и какие материалы должны находиться в каждой из зон можете узнать тут.
Плюсы и минусы метода
К плюсам методики можно отнести то,
- Что ребенок несомненно становится самостоятельным и ответственным, хорошо развивается мелкая и крупная моторика. Ребенок приучен к порядку и чистоте.
- Развивается в том ритме, который задает себе сам, его никто не торопит, не одергивает, не принуждает. Нет критики, давления, ребенок занимается тем, чем хочет и когда хочет.
- Развиваются все органы чувств, все занятия направлены на их развитие.
- Если ребенок ходит в Монтессори — класс, он учится общаться не только со сверстниками, но и с ребятами разных возрастных групп.
Недостатками можно считать:
- Отсутствие сюжетно-ролевых и творческих занятий, нет активных игр и физическое воспитание ребенка хромает, что можно отнести к недочетам данной методики.
- Если ваш ребенок застенчивый и скромный, но в данной методике педагог помогает ребенку или направляет его только в том случае, если ребенок сам просит его об этом. А ваш ребенок будет спрашивать педагога, если ему что-то непонятно?
- Царит демократичная и свободная обстановка, после нее ребенку тяжело учиться в обычных садах и школах. На него давят запретами и другими принципами нашего образования.
Система Монтессори довольно интересна и своеобразна. Вы, как мама, можете почерпнуть из нее самое интересное на ваш взгляд, разбить детскую на зоны и предоставить ребенку самостоятельность при выборе занятий.
Спасибо, что дочитали до конца, надеюсь вам было интересно!
Пишите комментарии, что думаете о Монтессори — системе, интересна ли она вам?
С уважением, Юлия Полонская
Мы ходим на занятия по этой системе уже не первый месяц — детям очень нравится и результаты развития «на лицо». Всем очень рекомендуем! Но внимательно относитесь к выбору учреждения, т.к. порой работают непрофессионалы, которые с методикой то плохо даже знакомы….