Метод Марии Монтессори + авторские книги

методика развития монтессори

Здравствуйте, дорогие родители!

На сегодняшний день каких только развивающих ранних и не ранних методик можно повстречать. Все они в чем-то полезны, в чем-то не очень. Какие-то распространенные и всем знакомы, о каких-то и не слышал никто.

Но, думаю, методика развития Монтессори каждый, хоть раз да слышал. В чем же ее популярность и известность, в чем плюсы и недостатки, давайте разбираться.

Мария МонтессориМария Монтессори — первый итальянский врач — женщина. Она довольно длительное время работала с детьми, отстающими в развитии и благодаря своему опыту создала личную методику обучения и освоения мира детьми разных возрастов.

Позже были открыты экспериментальные школы и другие дошкольные заведения, для здоровых детей, где с успехом практиковалась данная методика.

Уже более 100 лет методика положительно себя зарекомендовала и благополучно используется и в наши дни в детских садах и других образовательных учреждениях. Существуют Монтессори — классы в разных городах России.

Мария является автором многочисленных книг, в которых вы можете подробно ознакомиться с ее методикой, с занятиями, которые предлагает автор, как правильно оформить тематические зоны и много чего еще интересного.

  1. «Помоги мне сделать это самому» (скачать книгу)
  2. «Упражнения с Монтессори материалом» (скачать книгу)
  3. «Мой метод» (скачать книгу)
  4. «Ребенок по Монтессори: ест все подряд  не кусается» (скачать книгу)
  5. «Детский сад по системе Монтессори» (скачать книгу)

Книг на самом деле больше, я указала самые интересные и доступные для скачивания.

Основные принципы

Самый основной принцип методики гласит: «помоги мне освоить мир самому» и предполагает свободное воспитание.

На этом и построен свод определенных правил, которых должны придерживаться и дети и взрослые.

  1. Все пространство разделено на зоны. Каждая из них наполнена тематическим дидактическим материалом.
  2. Все материалы, с которыми малыш может поиграть или позаниматься должны быть расположены таким образом, чтобы он без труда мог ими воспользоваться.
  3. Группы могут состоять из детей разного возраста, благодаря чему старшие помогают младшим, и младшие в свою очередь перенимают навыки у старших сами.
  4. Личное пространство ребенка. Его никто не нарушит, никто не отберет игрушку и не навяжет свои действия.
  5. Жизненный опыт. Ребенок приобретает житейский опыт с малых лет, учится простым бытовым навыкам, которые будут для него необходимы в течение всей жизни.
  6. Никто не навязывает малышу, каким занятием ему заняться. Он сам выберет из предложенного материала. Сколько времени он будет играть, здесь нет никаких ограничений. Вы можете предположить, что детям все разрешено и дозволено, в том числе и баловаться и пакостить. Это не так.

монтессори класс

Существует порядок, к которому приучают детей сразу с первого дня и его соблюдают все дети без исключения:

  • Если ребенок взял что-то для игры, то он обязан потом за собой прибрать и сложить все на место, так вырабатывается самостоятельность и уважение к другим: взрослым и детям.
  • Дети играя, должны вести себя спокойно без лишних эмоций, чтобы не мешать другим детям. Если хотят поиграть активно и побеситься, для этого тоже существует отдельное пространство.
  • Кто первый взял игрушку или какой-то обучающий материал, тот с ним и играет. Другой не вправе его отнимать, так устанавливаются границы личности ребенка.

Все эти правила помогаю ребенка приучить за максимально короткое время к порядку, что делает его уверенным самостоятельным чистоплотным, терпеливым и настойчивым человеком. Здесь царит свобода и дисциплина одновременно.

Ребенок должен узнать все самостоятельно, все попробовать. И сделать он это должен в своем индивидуальном для него темпе. Может кто-то будет копаться и медленно разглядывать, а кто-то бегло посмотрит и побежит к другому материалу.

Игры и игрушки Монтессори

Материалы для занятий, используемые в данной методике, они все направлены на развитие чего-то определенного и конкретного, здесь нет ничего лишнего и ненужного, все выполняет свою обучающую функцию. Развитие мелкой и крупной моторики, сенсорного восприятия, воображения, бытовых навыков, логики, математики и все они и составляют в совокупности обучающую среду, которая помогает и развивает ребенка.

Все игрушки здесь побуждают ребенка интересоваться и познавать все новое и новое, позволяют раскрыть потенциал ребенка, его внутренние качества, подготавливают ребенка к реальной жизни.

материалы монтессори

Развивающая среда

В системе Монтессори предусмотрено зонирование пространства, как уже было упомянуто выше. Это для того, чтобы ребенку легче было ориентироваться и он знал, где что находится. А педагогам легче было поддерживать порядок и контролировать деятельность ребят.

  • Практическая зона предполагает занятия по обучению ребенка обычным бытовым навыкам, так необходимых в повседневной жизни. Это стирка, готовка глажка, уборка и другие.
  • Языковая зона поможет ребенку заговорить и обучиться грамоте и письму. Здесь он найдет все для данной темы. Это и буквы, и азбуки разных видов, книги, кубики, кассы букв и слогов, карточки и другие игры для расширения словарного запаса ребенка, для постановки правильной речи.
  • Математическая зона познакомит ребенка с цифрами, научит считать, поможет изучить геометрические фигуры.
  • Сенсорная зона направлена на развитие мелкой моторики рук ребенка и тактильные ощущения. Здесь можно найти такой дидактический материал: различные крышечки, крупы, сенсорные коробки и карточки.
  • Космическая зона расскажет о загадках галактики и вселенной, о природных явлениях, планетах, о свойствах природных материалов. Здесь: карты, глобусы, миниатюра солнечной системы.

среда монтессори

10 заповедей Монтессори

  1. Ребенок учится тому, что его окру­жа­ет. Создайте благоприятную среду для развития вашего ребенка. Помогайте ребенку контактировать с ней. Наполните ее всевозможным обучающим материалом.  Показывайте ребенку, как им пользоваться, как следить за порядком.
  2. Если ре­бен­ка час­то кри­ти­ковать — он будет учит­ься осуж­дать.
  3. Если ре­бен­ка час­то хва­лят — он учит­ся оце­ни­вать.
  4. Если ре­бен­ку де­мон­ст­ри­ру­ют враж­деб­ность — он учит­ся драть­ся.
  5. Если вы с ре­бен­ком чест­ны — он учит­ся спра­вед­ли­вос­ти.
  6. Если вы высмеиваете ребенка — он учит­ся быть роб­ким.
  7. Если ре­бе­нок жи­вет с чувст­вом без­опас­нос­ти — он учит­ся ве­рить.
  8. Если ре­бен­ка час­то по­зо­рят — он учит­ся чувст­ву вины.
  9. Если ре­бен­ка час­то одоб­ря­ют — он учит­ся хо­ро­шо к се­бе от­но­сить­ся.
  10. Если к ре­бен­ку час­то бы­ва­ют сни­схо­ди­тель­ны — он учит­ся быть тер­пе­ли­вым.
  11. Если ре­бен­ка час­то под­бад­ри­ва­ют — он при­о­бре­та­ет уве­рен­ность в се­бе и своих силах.
  12. Если ре­бе­нок жи­вет в ат­мо­сфе­ре друж­бы и заботы и чувст­ву­ет се­бя не­об­хо­ди­мым — он учит­ся на­хо­дить в этом ми­ре любовь.
  13. Никогда не обсуждайте вашего ребенка при нем, ни без него.
  14. Сделайте акцент только на хорошем, что может быть в вашем ребенке и плохому не останется места.
  15. Всегда помогайте ребенку, когда он просит вашей помощи и прислушивайтесь к его словам.
  16. Уважайте и принимайте любую ошибку малыша, направьте его на ее устранение. Он ее исправит либо сейчас, либо со временем. Но немедленно пресекайте некорректное обращение с материалом или любые другие действия ребенка, которые могут причинить ему вред или вред его здоровью и безопасности.
  17. Уважайте наблюдающего или отдыхающего ребенка. Никогда не заставляйте ребенка заниматься, он должен сам решить когда он будет заниматься.
  18. Помогите ребенку, если он не знает, какое занятие выбрать, мягко направьте его. Помогайте ребенку, предлагайте повторить пройденное и обучиться новому, от которого он прежде отказывался.
  19. Будьте с ребенком вежливы и корректны. Предлагайте ребенку лучшее, что есть в вас, научите его самому лучшему, что умеете сами.пособия монтессори

Возраст

Для того, чтобы начинать подобные занятия со своим малышом, вы должны быть сами готовы к таким занятиям.

Если вы решили, что уже пора, то можете начинать с момента, когда ваш ребенок начинает ползать. Постепенно вводите в его жизнь Монтессори  — материалы, и проводите небольшие занятия по несколько минуток в день. Дальше малыш растет и развивается, соответственно и материалы вы должны менять, они должны соответствовать его развитию.

Для каждого возраста свои игры и занятия, например для возраста от 2,5 до 3,5 лет можете создать Монтессори — среду у себя дома своими руками, об этом подробно рассказано здесь.

Какие занятия проводить с ребенком и какие материалы должны находиться в каждой из зон можете узнать тут.

Плюсы и минусы метода

К плюсам методики можно отнести то,

  • Что ребенок несомненно становится самостоятельным и ответственным, хорошо развивается мелкая и крупная моторика. Ребенок приучен к порядку и чистоте.
  • Развивается в том ритме, который задает себе сам, его никто не торопит, не одергивает, не принуждает. Нет критики, давления, ребенок занимается тем, чем хочет и когда хочет.
  • Развиваются все органы чувств, все занятия направлены на их развитие.
  • Если ребенок ходит в Монтессори — класс, он учится общаться не только со сверстниками, но и с ребятами разных возрастных групп.

Недостатками можно считать:

  • Отсутствие сюжетно-ролевых и творческих занятий, нет активных игр и физическое воспитание ребенка хромает, что можно отнести к недочетам данной методики.
  • Если ваш ребенок застенчивый и скромный, но в данной методике педагог помогает ребенку или направляет его только в том случае, если ребенок сам просит его об этом. А ваш ребенок будет спрашивать педагога, если ему что-то непонятно?
  • Царит демократичная и свободная обстановка, после нее ребенку тяжело учиться в обычных садах и школах. На него давят запретами и другими принципами нашего образования.

Система Монтессори довольно интересна и своеобразна. Вы, как мама, можете почерпнуть из нее самое интересное на ваш взгляд, разбить детскую на зоны и предоставить ребенку самостоятельность при выборе занятий.

Спасибо, что дочитали до конца, надеюсь вам было интересно!

Пишите комментарии, что думаете о Монтессори — системе, интересна ли она вам?

С уважением, Юлия Полонская

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментарии: 1
  1. Антон Сергеевич

    Мы ходим на занятия по этой системе уже не первый месяц — детям очень нравится и результаты развития «на лицо». Всем очень рекомендуем! Но внимательно относитесь к выбору учреждения, т.к. порой работают непрофессионалы, которые с методикой то плохо даже знакомы….

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: