Приветствую вас, дорогие родители!
Современную полноценную жизнь любого человека сложно представить без нормальных свободных движений всеми частями тела. Умением ими управлять и контролировать.
Довольно часто мы слышим и читаем, что для маленького ребенка важно развитие мелкой моторики, но не придаем нужного значения, а порой и вовсе забываем о важности крупной моторики.
Или пытаемся развить ребенка интеллектуально и меньше времени проводим в активных играх, что очень важно для растущего организма. Вот наши главные заблуждения.
Крупная моторика, ведь именно она является базовой основой всех наших полноценных движений, а затем уже мы можем точнее их координировать путем развития мелкой моторики.
Крупная моторика — что это?
Крупная моторика — это любые двигательные движения человека, которые мы совершаем ежеминутно в процессе своей жизнедеятельности. И задействованы здесь крупные мышцы тела, отсюда и название.
Помимо развития организма в целом, происходит и формирование его отдельных навыков.
Постепенно ребенок сначала учится управлять своими движениями и постигает свое тело, изучает его и пытается им управлять.
Так заложено природой, что это происходит сверху вниз: сначала малыш учится контролировать свой взгляд, он его фокусирует и удерживает на интересующем объекте. Затем он контролирует движения головы, поворачивает ее, старается поднимать и удерживать.
Дальше ребенок начинает тянуться к ярким игрушкам и узнает, что у него оказывается есть еще и ручки.
Помните, как малыши любят их разглядывать? И так дальше вниз: спина, ноги. Учится сидеть, ползать и постепенно поднимается вертикально: стоять и ходить, а затем уж бегать и все прочее.
Какие плюсы от развития крупной моторики?
Посредством активных движений, как на свежем воздухе, так и в помещении ребенок должен ежедневно тренироваться.
Развитие крупной моторики дает почву для:
- Развития самостоятельности.
- Управления своим телом.
- Нормализации вестибулярного аппарата.
- Совершенствования двигательных навыков (пинать мяч, кидать его в корзину, ловить).
- Умения себя обслуживать (бытовые навыки: сходить на горшок, одеться).
- Дает толчок для развития речи.
- Ребенку необходимо в течение дня обязательно выплеснуть его скопившуюся энергию, такие дети менее капризны, лучше и крепче спят.
- Способствует развитию памяти, внимания.
- Укреплению мышечного корсета.
- Развитию координаций движений (прыжки, лазание, бег)
- Повышает самооценку ребенка.
Поэтому так важно чередовать занятия в течение дня: активные и пассивные, спокойные.
Вовремя и в нужной степени развитая крупная моторика позволить вырастить здорового и полноценного человека, способного заниматься физкультурой и не имеющего проблем с опорно — двигательным аппаратом и сердечно — сосудистой системой. Что позволит в будущем поддерживать более — менее активный образ жизни. Поэтому так важно делать ежедневно пусть не утреннюю, хотя бы в течение дня, гимнастику.
Как ни странно, но между активной физической деятельностью и интеллектуальной есть особая взаимосвязь. Если у ребенка дефицит активной деятельности, это может привести его к апатии и нежелании заниматься умственной деятельностью, либо спровоцировать ее снижение, плохую память и работоспособность.
Упражнения и игры на развитие крупной моторики
Для развития крупной моторики вы можете как выполнять ежедневные упражнения дома или ходить на групповые занятия.
Мы с Данилкой совмещаем: ходим два раза в неделю на тренировки с беговелом, а дома танцуем под песенки Железновой. Делаем гимнастику, но иногда он ее не хочет делать, я не заставляю, тогда просто дурачимся и бегаем по квартире, лазаем по турникам и канатам в детской, делаем полосу препятствий из подручных материалов.
Итак, при помощи каких упражнений можно развить крупную моторику?
- Любые подвижные игры как на улице, так и в помещении (игры в мяч, со скакалкой, обручем).
- Делаем гимнастику, йогу, танцуем.
- Езда на велосипеде, беговеле, толокаре, самокате.
- Прыгаем на резиновом прыгуне, батуте, диване.
- Лазанье по канату, турникам, по снежным горам, по горам из подушек и одеял.
- Ходьба по досточкам, по кривым дорожкам, полоса препятствий, на руках (ножки держит мама).
- Висим вниз головой (на турнике, на руках у мамы).
- Стоим на одной ноге, на носочках, на пяточках, делаем ласточку.
Как ни парадоксально звучит, но помимо всего вышеперечисленного, приобщение детей младшего дошкольного возраста к труду будет отличным тренировочным обучением крупной моторике.
Банальные упражнения бытового характера: протереть со стола, подмести, разложить по местам свои игрушки, достать из стиральной машинки постиранное белье и при возможности повесить его.
У нас еще Данил любит работать миксером, когда я стряпаю, даю ему чашку и он с удовольствием мешает ложкой, что позволяет мне сделать что-то другое.
Ребенок выполняет такие ответственные поручения особенно серьезно, ведь это так важно — делать взрослые дела!
Ну и напоследок посмотрите курс детской йоги, может решите со свои малышом позаниматься дома:
А как вы развиваете крупную моторику? Обязательно напишите в комментариях, я буду ждать!
Пока, пока!
С уважением, Юлия Полонская