Здравствуйте, дорогие родители, а быть может и воспитатели!
Различные занятия для наших малышей, проводимые в детских садиках и ясельках, в «развивающих школах для малышей» придерживаются комплексной программы.
У каждого она своя, но в первую очередь она направлена на всестороннее развитие ребенка, чтобы помочь ему расти и обучаться различным навыкам. Такую программу можно использовать и у себя дома, если нет возможности, либо желания куда-то «пилить» по непогоде с ребенком, шучу конечно, хотя бывает и так.
Какие же комплексные развивающие занятия в ясельной группе проводятся и можно ли маме подобным образом заниматься с ребенком в домашних условиях?
Как помочь маленькому ребёнку учиться и развиваться?
Для того, чтобы ребёнок быстрее развивался и учился, ориентироваться в нашем непростом мире, нужно правильно организовывать занятия с ним.
В этом нам и помогут комплексные развивающие занятия.
На то они и комплексные, что включают в себя разные виды деятельности: творчество, познание окружающего мира, физические упражнения, развитие речи и многое другое. Это позволяет достичь гармоничного и разностороннего развития.
А вы знаете особенности своего ребенка и можете сделать упор на то, что у него получается менее успешно, добавить подобных занятий побольше.
Правила проведения занятий
- Продолжительность одного урока — до 40-50 минут, у кого -то и меньше, особенно на первых порах. При этом виды деятельности должны часто меняться. Все игры и упражнения в одном занятии объединены вокруг общей темы. Так в развивающих школах для малышей занятия длятся не более часа, так как детки в столь юном возрасте менее концентрированы и быстро устают не смотря на интерес.
- Такие уроки с детьми раннего возраста должны проходить интересно и весело, без стресса и напряжения, в спокойной дружественной атмосфере. Большое значение имеет работа в коллективе, ребенок смотрит на других детишек и тоже может повторять за ними или даже конкурировать.
- Задания, которые нужно давать ребёнку, зависят от возраста ребёнка и уровня его способностей. Будьте внимательны: если малыш легко справляется с заданием — значит, пора немного усложнить.
- Во все задания можно (и даже нужно) включать игровые элементы.
Во что играть с ребёнком на занятиях?
Давайте рассмотрим некоторые примеры обучающих занятий с детьми раннего возраста:
Игры для детей от года
- складывать предметы в коробку или корзину и выкладываем обратно;
- строить «башни» из нескольких кубиков;
- собирать пирамидки;
- катать машинки;
- «музыкальные» упражнения: стучать предметами друг о друга, звонить в колокольчик и т. д.
- пальчиковые игры: делаем разные движения пальцами и кистями рук, проговаривая специальные потешки.
Все эти игры остаются и в более старшем возрасте, но постепенно усложняются.
Игры от года до трёх лет
В этом возрасте незаметно добавляются новые игры и усложняются уже использованные.
- сортировка предметов по разным признакам — цвет, форма, размер и т. д.
- конструктор Лего из крупных частей, тематическое лото, домино с картинками, матрёшки, пазлы и многое другое.
Из каких элементов состоит занятие?
План-конспект занятия должен включать в себя следующие элементы:
- знакомство с окружающим миром;
- развитие речи;
- развитие мышления, логики, формирование первых математических представлений;
- художественное творчество — рисование, раскрашивание, лепка, аппликация, конструирование, украшение;
- музыкальное развитие — слушать музыку, петь, двигаться под музыку;
- подвижные игры.
Посмотрим, как же можно объединить разные элементы.
Небольшой пример краткого конспекта развивающего занятия
Тема: «Репка». Дети должны быть уже знакомы с текстом сказки.
1. Показать детям небольшой сундучок (или коробочку) и сказать, что внутри спрятана сказка. Несколько раз хором произносим стишок: «Туки-тук, чоки-чок, ты откройся, сундучок!» Открываем сундучок. Внутри оказываются мышка и репка. Детям нужно угадать, что это за сказка.
2. Вспоминаем сказку. Пересказ по вопросам: кто посадил репку? Какая выросла репка? Кто вытягивал репку?
3. Играем в сказку, используя игрушечных персонажей.
4. «Ура, мы вытащили репку!» Весёлый танец под музыку, хоровод.
5. Вспоминаем, какого цвета репка. Складываем в одну корзинку все игрушки жёлтого цвета.
6. Творческое задание: лепим репку (другой вариант — рисуем и раскрашиваем).
7. Обсуждение: почему персонажи сказки смогли вытащить репку? Потому что действовали дружно и помогали друг другу.
Как видите, проведение подобных упражнений вполне возможно как в ясельной группе, так и в семье, но требует определённой подготовки: нужно спланировать занятие, приготовить необходимые игрушки и материалы.
Кроме того, очень важно проявить чуткость и внимательность к ребёнку, чтобы правильно подобрать для него задания и найти индивидуальный подход. Но кто, как не мама знает обо всем об этом.
Веселых вам игр, дорогие родители, прощаюсь с Вами, до новых встреч!
Подписывайтесь на обновления блога и получайте новые статьи себе на почту!
С уважением, Юлия Полонская