Здравствуйте, дорогие родители!
Наверное в жизни каждого ребенка могут возникнуть пугающие ситуации, где ребенок нечаянно испугался или его вынужденно напугали. Или же …, ситуация может произойти любая, которая оставит пугающий след на психике ребенка.
Детские страхи могут быть разного характера. Но предупредить пусть еще не сформировавшиеся детские страхи маленького человека и скорректировать тревоги намного проще, чем потом с ними пытаться бороться, что иногда может только усугубить их.
Профилактика и вытеснение детских страхов
Страхи, в том числе и детские, дают толчок к развитию, усовершенствованию, как самого хранителя страха, так и условий в которых он пребывает.
Пока мы не изменим свое отношению к страху, к конкретной ситуации, которая его породила, мы так и будем его дальнейшим узником. И он будет принимать все разнообразнейшие виды и формы.
Как действенный метод взаимодействия с ребенком — это конечно же игра. Путем проведения определенного вида игр можно воздействовать в том числе и на детские страхи.
Главной задачей игр, которые нужно проводит с ребятами: изменение отношения к сложившейся ситуации или условий, которые привели к возникновению страха.
Виды игр
Игра поможет ребенку снять напряжение, предупредит развитие комплексов, поможет наладить отношения и просто весело провести время.
Так какие игры помогут от детских страхов?
Современные психологи работая со страхами ребенка с 2 лет до 7 используют несколько вариантов избавления, коррекции и профилактики.
- Настольные игры. Это могут быть «Ассоциации», «Шашки — Уголки». Такие простые на первый взгляд игры помогут ребенку преодолеть робость, научиться достойно проигрывать, поверить в себя и менять ход событий игры, применяя другую стратегию.
Проводя такие игры давайте возможность ребенку выигрывать, иначе это не принесет ожидаемого результата. Он должен ощутить не только вкус процесса, но и вкус победы.
- Рисуем детские страхи.
- Маски страха. Ребенок рисует из плотной бумаги или картона маску, которую он считает страшной и пугающей. Потом можно пугать игрушки или взрослого, но не наоборот!
Можно одеть на куклу и расспросить малыша, боится он или нет. Если боится, попытаться разрисовать маску так, чтобы она стала выглядеть добрее или смешнее.
- Выдумываем истории. Здесь ребенок должен сочинить сказку на ходу. На основе тех сказок, которые он уже знает или которые ему больше по душе.
Персонаж — это не сам ребенок, а выдуманный. Ребенок должен играть роль того, кого пожелает. Но должен чередовать свои роли: играть и плохого, и хорошего героя.
Благодаря этому ребенок начинает меньше бояться плохих героев, так как сам побывал ими. А если он смелый и отважный главный герой, который всех спас, то он уже испытывает меньше страха в реальности, например, в темной комнате.
- Куклотерапия. Здесь может использоваться любимый персонаж ребенка или любой другой по договоренности и разыгрывается ситуация, которая вызывает у ребенка страх или тревогу.
История разворачивается таким образом, что герой ребенка обязательно побеждает то, чего боится ребенок. Такие игры хорошо корректируют неразвитую речь, тревоги, страхи, неуравновешенность, замкнутость.
- Подвижные игры на преодоление страха. Посредством таких игр дети преодолевают скованность, замкнутость, панику, неуверенность в себе и своих силах. Помогают вывести ребенка из зомбического состояния, активировать, зажечь.
Это могут быть любые активные игры на быстроту реакции: игры в мяч или воздушными шариками (футбол, баскетбол, боулинг, подбрасывание и ловля воздушных шаров), полоса препятствий как дома, так и на улице.
Занятия на спортивных комплексах и турниках (лазание и спрыгивание на мат, преодолевая страх высоты, страх пораниться).
Здесь можно заниматься и в одиночку, но лучше если это будут соревнования в команде или эстафета, чтобы ребенок ощутил процесс соперничества, командный дух.
- «Прятки», как на улице, так и дома. Можно прятаться как всем игрокам, так и прятать различные предметы или игрушки. Если ребенок боится темноты можно прятать кукол в темной комнате при включенном ночнике.
- «Жмурки», в эту игру современные дети соврем не играют, а жаль. Благодаря такой простой игре ребенок научится полагаться на себя, избавится от нерешительности, поможет побороть страх темноты, неизвестности, замкнутого пространства, одиночества, научиться быть осторожным и доверять своей интуиции.
Водящему завязывают глаза и он должен вытянув вперед руки на ощупь найти другим участников игры. Но при этом ему на пути могут быть расставлены препятствия и он должен быть очень осторожен (стулья, небольшие коробки).
- Сюжетно — ролевые игры, где ребенок берет на себя роль взрослого: например врача, полицейского и пр.
Посредством таких игр мы можем проиграть с ребенком болезненную для него ситуацию, например боится врачей: пусть сам побудет доктором и полечит маму, папу, кукол, других детишек.
Такие игры благоприятны для общего психического развития ребенка, развивают воображение, учат планированию, принятию самостоятельных решений, развивают память, нравственные качества, помогут побороть агрессию или наоборот замкнутость.
Формируем правильное представление у ребенка
У детей до 6 лет нет четкого понятия и отделения реального от нереального, настоящего и сказочного. Мы порой сами помогаем им в этом, поощряем детские фантазии и чуть ли не заставляем его выдумывать себе новых героев и персонажей, которые обладают новыми способностями и пугают его создателя.
Рассказывая ребенку очередную сказку вдумайтесь, что вы преподносите ребенку, какую информацию вкладываете в детские умы. Это вовсе не означает, что ребенок не должен верить в чудеса, но он должен проводить грань между реальностью и вымыслом.
Зачастую страх может быть вызван заниженной самооценкой ребенка. Нужно обратить внимание на его отношения с домочадцами, сверстниками, преподавателями.
Уделить этому достаточное внимание и попытаться разобраться, почему так происходит. Так ребенок может создавать в виде страха себе дополнительное защиту.
Больше беседуйте о страхах со своим ребенком, часто произнесенное одно и тоже, уже не кажется таким страшным. Это намного лучше, чем он будет жить со своим страхом, и оставаться с ним один на один.
Одновременно с этим вы показываете ребенку, что вам не безразличны его переживания и чувства, и вы солидарны с ним.
В любой семье профилактикой страха может быть ежедневное общение со всеми ее членами. Коллективное обсуждение, как кто провел день, какие трудности были встречены сегодня каждым.
Это не только дети должны рассказывать, но и взрослые детям должны поведать, какие трудности они преодолели. Что сегодня у начальника было плохое настроение, он всем устроил взбучку, и после этого день не задался, проколола колесо по пути домой.
Но ничего, жизнь продолжается и мы все вместе, сейчас улыбаемся и пьем чай.
Так ребенок будет понимать, что на пути любого человека могут быть трудности. И в любом возрасте, у каждого они свои, но их нужно преодолевать, встречать с достоинством и выносить из них жизненный опыт.
А не забиваться в раковину и пытаться их избежать. Формируйте с детских лет в своем ребенке правильное понимание проблем и их решений, благодаря чему он покинет родительское гнездо полноценным и уверенным в себе человеком.
Надеюсь, статья оказалась для вас полезной!
Ничего не бойтесь, улыбайтесь и будьте счастливы!
Пишите комментарии и заходите в соц. сети!
С уважением, Юлия Полонская