Здравствуйте, дорогие родители!
Как часто вы играете со своим или быть может с чужим ребенком? Замечали ли вы, как горят его глазки во время игры, которая ему интересна?
Игра как средство развития ребенка является для ребенка самым понятным, доступным, а главное эффективным способом обучения.
Для ребёнка игровой процесс — это настоящий труд, приносящий много удовольствия и результатов, а если взрослые приобщаются к действию и предлагают некоторые несложные, но полезные дополнения, то это не только развивает чадо, но и сближает всю семью.
Особенности раннего возраста
В первый год жизни ребёнок знакомится с игрушками и их назначением. Вначале это простое исследование «на зуб», на прочность, звук. Игры не имеют сюжетной линии, да и играми, в привычном понимании, назвать их сложно.
Тем не менее, эти действия очень важны для развития зрения, слуха, понимания простых связей, например, «потряс погремушку — шумит» или «бросил мяч — он подпрыгивает».
Второй год более насыщенный, игры становятся подражательными, карапуз кормит куклу, катит коляску или машину, подражает звукам животных и предметов.
Появляется больше самостоятельности, и кроха сам занимает себя на какое-то время – ему интересно учиться лепить, рисовать, строить, переливать воду или пересыпать песок.
С детьми 1 и 2 лет важно включать в игру именно те занятия, которые будут доставлять ему радость, не превращая процесс в скучный урок или обязанность.
Если родители получают отказ или явное отсутствие интереса к предложенной деятельности, то занятие следует отложить, заменив чем-то другим.
В этом возрасте полезны игры на развитие сенсомоторных навыков. Помочь могут сортеры и конструкторы.
С их помощью мама сможет объяснить понятия формы, цвета, количества, размера. Соберите несколько башен разной высоты и объясните, что такое высоко или низко. Разбирайте детали по цветам, и в разные кучки: пусть одна будет большой, а другая маленькой. В игре с конструкторами развивается фантазия малыша и навыки создания образа с нуля.
Развитие моторики благоприятно сказывается на умственном развитии ребёнка.
Разрежьте пополам небольшую наклейку с изображениями животных или предметов, приклейте их на детали конструктора, собирая подобный пазл, малыш будет развивать мелкую моторику.
Игры с песком, сортирование, выбирание небольших предметов из круп очень увлекают малышей.
Заверните игрушку в фольгу или бумагу и дайте ребёнку, он с удовольствием будет разворачивать «подарок», при этом с каждым последующим разом движения будут становиться более чёткими и быстрыми. Так же можно чистить вареное яичко или мандаринку.
Творим и говорим
Развитие воображения и творческой жилки станет отличным подспорьем для будущего малыша. Творческие натуры, как известно, обладают нестандартным и развитым мышлением, что, конечно, очень поможет в обучении.
Самым простым, но действенным методом является рисование. Можно осваивать разные его виды – кисточкой, пальчиками, карандашом, давая полную свободу мысли. Лепка из разных материалов: пластилина, глины, теста, песка оформляет воображаемые образы в реальные и обогащает тактильные ощущения.
Для развития речи и пополнения словарного запаса нужно иметь хорошую память и умение сосредоточиться, поэтому полезными будут разговоры, чтение, ролевые игры, разучивание стишков и потешек.
Научите малыша надувать мыльные пузыри, задувать свечку и «булькать» водой через трубочку – это ненавязчивая тренировка мышц для качественного произнесения звуков.
На прогулке рассказывайте об окружающем мире, используя сначала словосочетания «белый снег», «большая лужа», «яркое солнце», после усложняйте их, превращая в предложения.
Думаем и рассуждаем
Немаловажным станет и развитие интеллектуальных возможностей крохи, для этого стоит прибегнуть к логическим заданиям и занятиям, которые гармонично впишутся в обычную игру.
Игры на сопоставления предметов отлично подойдут для этого. Заранее распечатайте карточки, которые изображают животных.
Показывая изображение, просите имитировать звук – корова мычит, собака лает, дальше усложняйте задание и попросите найти детёнышей животных. Вы показываете взрослую особь, а малыш ищет котёнка, щенка или телёнка.
К трём годам можно играть в ассоциации, например, показывая фото кошки, малыш ищет, то, что ей нравится, например, миска с молоком (собака-косточка, корова-стог сена и т.д.).
Обведите предметы разной формы и размера на бумаге (кубики, детали конструктора, вырезанные изображения, собранные на улице листочки) и предложите ребёнку сопоставить предмет и его силуэт, накладывая его поверх контура.
С 2,5 лет детям можно предлагать сортировать предметы по признакам съедобное и несъедобное, одушевлённое и неодушевлённое.
При этом обязательно проговаривайте, почему вы относите их именно в эту группу.
Общение – это весело и полезно
Сюжетные игры: кукольный театр, различные декорации в виде мини-копий предметов взрослого мира – медицинский чемоданчик, кухонная утварь, строительные инструменты подойдут для компании деток.
Ведь именно в процессе взаимодействия со сверстниками, маленький человек получает эмоциональную разгрузку и новый заряд энергии.
Во время общения ребята преодолевают стеснение, наблюдают за поведением друг друга, учатся знакомиться, находить подход к другому человеку и, конечно, дружить.
Для компании малышей можно подобрать командные игры. Например, чья команда быстрее перенесёт воду ложками из одного стакана в другой. Детки младшей группы могут держать ложку руками, а для ребят 5-6 лет можно усложнить задачу, пусть держат её зубами.
Выходя на улицу, попросите детей найти предметы одного цвета. В этот момент развивается внимательность и, конечно, оттачивается знание цветов.
Игры в мяч, салки, прятки и множество других игр, способствуют активному общению, физической нагрузке и развитию коммуникативных навыков между ребятами.
Все игровые занятия помогают родителям, воспитателям и педагогам формировать гармонично развитую личность.
Игра наполняет ребёнка опытом и положительными эмоциями, поэтому и обучение в это время становится наиболее продуктивным.
А иногда после таких игр мы наблюдаем подобное:
Конечно же не ругаемся, а вместе все убираем.
Желаю вам побольше игр и веселья!
А чтобы было действительно весело включите малышу детские песенки и играйте в свои любимые игры!
С уважением, Юлия Полонская