Здравствуйте, дорогие родители!
Все мы живем в обществе и наша жизнь состоит из взаимоотношений с окружающим миром и отношений друг к другу. Эмоциональное развитие детей очень важно и чем раньше вы будете прививать своему дитятке те или иные чувства, от этого зависит его взаимоотношение со сверстниками, родственниками, домашними животными и пр.
От этого напрямую будет зависеть легко ли ему будет прибывать в обществе. Или это будет ему в тягость, и он будет стремиться к одиночеству. Об этом и пойдет речь в этой статье.
Какими должны быть чувства ребенка?
Так уж устроено природой, что человеческий детеныш совсем не приспособлен к само выживанию. Если он останется один, он погибнет. С самого рождения вы заботитесь о своем малютке, кормите его, одеваете, любите.
К году ребенок осознает то, что все его потребности немедленно или хотя бы в скором времени выполняются, и он намерен думать, что так будет всегда.
Ему незнакомо чувство сочувствия, что мама устала от его криков сегодня, что папа занят более важными делами в этот вечер, что сестренка не хочет делать уроки и пр. С раннего возраста уже нужно объяснять ребенку, почему так происходит.
Одним из первых чувств у ребенка, которое формируется примерно к концу первого году жизни — это сочувствие или сострадание.
У одного ребенка отняли игрушку, он заплакал, мой сын это наблюдает и тоже начинает плакать, казалось бы почему? Он еще не осознает себя как отдельную единицу в этом мире, его эмоции носят глобальный характер.
И он реагирует на произошедшее с другим человеком событие, как — будто оно произошло с ним. Зачастую мы можем наблюдать, как один ребенок заплакал и начинает плакать и другой.
На втором году жизни, ребенок взрослеет и начинает понимать, что больно не ему, не у него отняли игрушку, не у него сломался велик и пр. И может уже утешить плачущего и пожалеть его, поделиться своими игрушками к примеру.
Все эти чувства формируются у ребенка путем взаимоотношений с мамой и папой, с сестренками и братишками, кто в самом младенчестве был около него.
Потом мы объясняем малышу, что его поступки могут отражаться на этих самых окружающих. Ты кинул игрушку и попал в сестру, ей больно, пожалей ее. Мы не пойдем с тобой играть, пока вместе с тобой не соберем игрушки, которые ты разбросал по всей комнате.
Подобные объяснения порождают у ребенка чуткость, соболезнование, сопереживание, стремление помогать другим и оказывать помощь, что в наше время немаловажно.
Когда общаетесь с ребенком, говорите о своих чувствах. Важно научить его различать эмоции других людей.
Посмотри, у этого зайчика слезки в глазах, его бросила хозяйка; а у этого мишки сердитое лицо, брови нахмурены, рот зажат, у него украли мед.
Так же в раннем возрасте сначала у малыша закладывается чувство гордости.
Если я похвалю своего сынулю, он голову задерет и улыбочка до ушей, что мама его похвалила. Вы тоже наверняка замечали подобное и у своего ребенка.
Это чувство закрепляется у малыша от родительской похвалы, из него в дальнейшем будет формироваться чувство самоуважения к себе и к окружающим, чувство собственного достоинства.
Ребенок, который в детстве постоянно недополучал похвалы и родительской ласки, будет в жизни довольствоваться малым и вряд ли «поведет за собой корабли».
Чуть постарше появляется смущение, когда например, увидел незнакомую тетю и забыл как машет «до свидания»; как в песочницу подошел еще один малыш и мы забыли, что делали до этого.
Когда взрослые говорят регулярно ребенку — как тебе не стыдно? Почему ты так сделал?
Ты сделал плохо и пр. — все это развивает в ребенка чувство стыда. Это в дальнейшем может наложить негативный отпечаток на него, как на личность.
Все эти чувства дают представление маленькому ребенку, что такое хорошо, а что такое плохо. Изначально, детки не знают — какие они, хороши или плохие.
Эти понятия навязываем им мы. Если ребенок провинился, мы говорим, какой плохой мальчик, раскидал свои игрушки, и так постоянно, изо дня в день.
Тогда у ребенка падает самооценка, и он вообще ничего не хочет делать, потому что все его начинания он будет связывать с тем, чтобы он ни сделал, все равно он плохой мальчик.
Вместо этого говорите, что такой хороший мальчик, а разбросал все свои игрушки, сейчас мы это все исправим. И помогите ему их прибрать, но не делайте все за него, о приучении ребенка к порядку мы говорили в этой статье.
Развивайте в нем хорошее, а не акцентируйтесь на плохом, и плохого будет меньше.
Рассказывайте, от чего возникают те или иные чувства, и называйте их словами.
Учите ребенка выражать чувства и эмоции словами вместо того, чтобы биться в истерике в магазине от не купленной игрушки, а находить тем самым компромисс в сложившейся ситуации.
Любой ребенок способен испытывать сострадание, сочувствие, сопереживание к другим людям. Злость и агрессия появляются в нем от неправильно воспитания.
Еще немного постарше, примерно в возрасте около трех лет, детишки начинают осваивать эстетически чувства.
Та или иная музыка вызывает определенные эмоции, могут вдохновляться красотой или звуками природы, пением, танцами.
Развить эти чувства помогает рисование, пение, аппликация, поделки, игра на музыкальных инструментах. Но при условии, что ребенок сам этого хочет, а не дубиной вы его туда гоните.
Отсутствие у ребенка эстетических чувств порождают в нем внутренний дисбаланс, приводит к неполноценной личности. Он не имеет возможности оценить духовные и культурные ценности.
Любите ваших деток и уважайте их!
Пишите в комментариях, как прививаете своему ребенку позитивные чувства и намерения.
С уважением, Юлия Полонская
Спасибо автору, я раньше даже и не задумывалась про эмоциональное развитие своего ребенка.
Да, я когда-то тоже над этим не задумывалась.
Над этим важно задуматься каждому родителю. Чтобы потом не жаловаться на себя самих и на свои упущенные возможности.
Ну я примерно догадывалась
Мне тоже было познавательно почитать о чувствах.
Главное не развивать отрицательных чувств, которые потом могут повлечь за собой негативные последствия, такие как стыд, зависть и пр.
Смотришь на некоторых маленьких деток и часто видишь либо злость, либо зависть либо жадность по отношению к другим. И думаешь — откуда она у совсем маленьких детей? А причина то есть.
Очень полезная информация в статье. Заставляет задуматься о том, о чем мы не всегда задумываемся. Ведь характер ребенка, его эмоциональное состояние складывается из ежедневных крупиц, которые потом собираются в единое целое.
Юлечка, спасибо, так просто в непринуждённой форме рассказать О ГЛАВНОМ!!!
Рада, что понравилось.