Учим разговаривать малыша: логопедическая шпаргалка для мамы

Привет, привет, уважаемые читатели и просто случайно зашедшие гости!

Умение разговаривать отличает человека от других живых существ. Это очень важная часть развития и начинается ещё задолго до произношения отдельных слов и предложений.

К сожалению, в наше время проблемы с речевым развитием возникают довольно часто, а профессия логопеда становится всё более востребованной.

деткиПричины возникновения проблем могут быть различными: родовые травмы, проблемы со слухом, особенности строения, психологические проблемы, даже окружающая атмосфера и манера разговора близких влияет на речь крохи.

Логопедические занятия для детей, совмещенные с физиопроцедурами, массажем, а возможно и медикаментозным лечением, при необходимости, помогут выявить и справиться с возникшими трудностями.

Но регулярные домашние тренировки, направленные на правильное произношение, могут тоже заметно поправить положение, а порой и избежать врачебного вмешательства.

На что нужно обратить внимание

мама с ребенком читаютС самого первого крика младенца начинается его путь к становлению речи, родителям стоит отслеживать развитие ребёнка в соответствии с возрастными нормами.

К перевёртыванию слов, шепелявости, невнятности или молчанию после 2,5 лет нужно отнестись серьёзно.

Помимо плановых осмотров у невролога и логопеда, следует совершить дополнительные визиты. Любые процедуры назначаются врачом, и проводиться с той регулярностью, которая требуется.

Общие рекомендации

В качестве профилактики нужно пользоваться несложными правилами.

  1. Во-первых, при всём желании и умилении взрослым не следует искажать свою собственную речь. Сюсюканье, уменьшительно-ласкательные прозвища и формы слов возможны, но не нужно всё время использовать их в общении. Произносите слова чётко и внятно.
  2. Вторым простым правилом является разговор. Говорите с малышом, чтобы он мог видеть ваше лицо и движение губ.
  3. Больше читайте. Во время чтения кроха учится правильному произношению. Узнает новые слова и речь, несвойственные для мамы и папы.
  4. Массаж. Делайте лёгкий массаж пальчиков и ладони. Тем самым вы развиваете мелкую моторику рук, которая напрямую связана с отделом головного мозга, отвечающего за речь.
  5. Режим дня, полноценное питание, прогулки, физическая активность сказываются на благоприятном состоянии организма. В мозг поступает большое количество кислорода и нужных веществ, следовательно, он развивается и функционирует нормально.

Полезные занятия дома с мамой

К специальным упражнениям и играм, которыми можно заниматься помимо основных процедур, дома с мамой, относятся такие виды деятельности как:мать и дитя

  • Пальчиковые сказки и дидактические игры. Эти виды деятельности отлично развивают моторику и разнообразят словарный запас ребёнка. Игровая форма увлечёт, не даст устать или заскучать от полезного занятия.
  • Игры, в которых ребёнку придётся задействовать дыхание и мышцы губ. Можно надувать мыльные пузыри и воздушные шары, задувать воображаемую или настоящую свечу. Соберите небольшой лабиринт из конструктора или кубиков, в начало положите лёгкий шарик и предложите малышу силой дыхания довести шарик до конечной точки. В этом случае можно также использовать трубочку.
  • Артикуляционная гимнастика.
  • Если ваш малыш только начинает говорить и отдельные слова совсем еще не произносит можно тренироваться на таких коротеньких стишках:

 У воды сидит лягушка и на солнце греет брюшко, на траве видна едва, слышно только ква-ква-ква. 

 Ищут зернышки подружки с хохолками на макушке, от крыльца недалеко раздается ко-ко-ко.

Только вишня расцвела, прилетела в сад пчела, я давно за ней слежу, ищет мед она жу-жу.

Два барашка клевер ели, колокольцами звенели, делят клевер бе-бе-бе. Этот мне, а тот тебе-е-е.

Пятачок умоет в луже и торопится на ужин. Отрубей ему сварю, скажет он мне хрю-хрю-хрю.

Для того, чтобы ребенок лучше усвоил материал, показывайте картинки или игрушки, про кого читаете стишок. Позже, когда малыш уже будет знать эти стишки, пусть он заканчивает стишок.

  • Полезно приобрести книги с логопедическими стишками, скороговорками. Например, с одним из самых сложных звуков [р] и с чёткостью и акцентом именно на нём произносите слова.

Быстро роет нору крот: прямо, вправо поворот. Тут хранить припасы просто: рис, горох, орехи, просо.

Часто дети теряют звук [л], поэтому полезно обратить на него внимание.

Ливень поливает лужи Из лиловых толстых туч. Ливень лилиям не нужен Лучше светлый тёплый луч.

Так же читайте и простые стихи, например А. Барто, С. Маршака, С. Михалкова

Подобные стихи будут служить отличной профилактикой и зарядкой для язычка, начинать можно с самого раннего возраста, как малыш только начинает говорить. Тренируйте разные звуки и даже те, которые легко даются малышу.

При чтении книги ведите диалог с ребенком, пусть он пытается что-то повторить.

Учитесь играючи

Если карапуз настоящий молчун и никак не хочет беседовать, то разговорить его помогут любимые игрушки. Прячьте их в разных местах, а потом случайно находите, эмоционально озвучивая и проговаривая всё, что происходит.

«Давай постираем твои вещи, смотри, куколка спряталась в стиральной машине! А давай приготовим печенье, смотри, твой мишка забрался прямо в печь!».

Эмоциональный подъём, который испытывает малыш, находя предмет, поможет ему запомнить слова и подтолкнет к разговору.

карапузВо время чтения снова прибегайте к помощи игрушек, например, к фигуркам животных, зрительные образы помогут «одушевить» сказку и закрепить лексику.

Например, в сказке Колобок, проиграйте весь сюжет, постепенно переходя от одного героя к другому, демонстрируя их. Колобка слепите вместе, из пластилина или теста, плюсом в этом случае станет развитие мелкой моторики.

Хорошо поможет разговорить молчуна кукольный театр. Но только чтобы малыш был не зрителем, а тоже принимал участие в спектакле.

Пусть для начала это будет немногословная роль, но потом вы увидите, что ребенок уже захочет говорить и отвечать вам во время спектакля.

Ещё раз хочется напомнить, что важна игровая форма и заинтересованность родителей в игре. Получая удовольствие и удивляя, вам удастся помочь малышу развиваться правильно.

Занимаясь с малышом, вы заметите, что с каждым разом он станет вести себя смелее и увереннее. Такими играми увеличите его словарный запас, разовьете внимание, память и слух.

Конечно, для коррекции недостаточно домашних занятий, обязательно консультируйтесь с врачом, занимайтесь с логопедом. В совокупности все усилия дают хорошие результаты и помогают деткам общаться и познавать мир во всём его многообразии.

Почаще пойте и танцуйте со своим малышом!

Пишите комментарии и заходите в соц. сети!

С уважением, Юлия Полонская

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
Добавить комментарий

:) :D :( :o 8O :? 8) :lol: :x :P :oops: :cry: :evil: :twisted: :roll: :wink: :!: :?: :idea: :arrow: :| :mrgreen: